Закупки – это конкурентный отбор, в ходе которого подрядчики соревнуются за право исполнения контракта для государственных, муниципальных или частных нужд. Со стороны заказчика – это прежде всего возможность заключить контракт на самых выгодных условиях.
Очевидно, что нельзя определить выгодность, если нет возможности ее подсчитать. На практике, для того чтобы в соответствии с принципом объективности определить лучшие из предложенных условия заключения контракта, необходимо выявить и правильно учесть все факторы заключения и исполнения контракта, а также дальнейшего обслуживания объекта закупки. С целью учета множества факторов в закупках в контрактной системе введены следующие понятия и определения:
«Оценка» — процесс выявления в соответствии с условиями и в порядке установленном закупочной процедурой, лучших условий исполнения контракта из предложенных участниками закупки;
«Значимость критерия оценки» — вес критерия оценки в общей совокупности критериев оценки, выраженный в процентах;
«Коэффициент значимости критерия оценки» — вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, деленный на 100;
«Рейтинг предложения по критерию оценки» — оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Все предложения участников подлежат оцениванию по ценовым и неценовым критериям.
Ценовые, или как еще иногда их называют «стоимостные» критерии оценивания как видно из названия связаны с ценой товаров или предоставляемых услуг. Основными ценовыми критериями являются:
— Цена товара;
— Общая стоимость заключаемого контракта между заказчиком и поставщиком. Сюда также входят и затраты, следующие после выполнения контракта, например, затраты связанные со страховкой или гарантией (в случае появления различных неисправностей или поломок);
— Энергосервисные затраты.
К неценовым критериям оценки относятся те, которые определяют нормативно-финансовое состояние претендента:
— опыт исполнения соответствующих контрактов
— репутация в сфере деятельности
— качество и квалификация его кадров
— материально-технические ресурсы организации и другое.
В российском законодательстве для каждой возможной сферы реализации государственного контракта закреплен минимальный коэффициент значимости стоимостных критериев, то есть заказчик не имеет права понижать это значение. В таблице представлено несколько примеров:
Объект закупки | Коэффициент значимости ценового критерия |
Реставрация культурных объектов | 40% |
Услуги артистов и режиссеров | 20% |
Поддержка информсистем | 30% |
Экспертные услуги | 30% |
В зависимости от выбранного коэффициента для ценовых критериев, определяется коэффициент нестоимостных: в сумме они должны составлять 100%, то есть если заказчик присвоил стоимостным критериям значение коэффициента 45%, то значимость нестоимостных критериев будет равняться 55%.
В законодательстве закреплены максимально возможные значения коэффициентов для нестоимостных критериев:
Объект закупки | Коэффициент значимости ценового критерия |
Реставрация культурных объектов | 60% |
Услуги артистов и режиссеров | 80% |
Поддержка информсистем | 70% |
Экспертные услуги | 70% |
Значение коэффициента стоимостных критериев можно увеличивать (при условии, что процентное значение коэффициента должно быть не меньше, чем значение, закрепленное в законодательстве. А значение коэффициента нестоимостных критериев можно уменьшать (при условии, что их процентное значение не должно превышать значение, закрепленное в законодательстве).
Как видно из предыдущих двух таблиц, коэффициент неценовых критериев, рекомендованный на законодательном уровне значительно выше, то есть они играют более весомую роль при оценке окончательных предложений участников закупки.
При подготовке к проведению торгов заказчик в праве самостоятельно отобрать важные для реализации контракта критерии, как среди стоимостных, так и среди нестоимостных, а также самостоятельно определить коэффициенты значимости для них.
Центр стандартизации и нормативной оценки в рамках проекта по управлению закупками проводит интеграцию системы НФС в соответствии с Правилами оценки заявок окончательных предложений (ПП РФ N1085 в ред. 25.06.2020 г.) на предприятиях, осуществляющих закупки на основе 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, 615 ПП РФ, ГК РФ.
Мероприятия по внедрению системы НФС в систему закупок на местном или федеральном уровне включают в себя:
- Оценку действующей системы закупок на предприятии.
- Разработку основных показателей эффективности.
- Разработку критериев оценки окончательных предложений.
- Разработка системы преференций для участников закупок.
- Внедрение квалификационного отбора в закупочные процедуры.